Лопухова Любовь Васильевна

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и/или культурно-эстетического характера, часто именуемая как «среда обитания». Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда обитания может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности – образовательной среде (Т.С. Комарова, С.Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, Л.П. Печко, Н.П. Сакулина, Е.О. Смирнова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, С.Т. Шацкий и др.). Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.    Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Существует ряд необходимых требований, предъявляемых к предметно-развивающей среде:

- безопасности как условия обеспечения жизни и здоровья детей, надежности оборудования, предупреждения травматизма;

- обеспечения эмоционально-психического благополучия как условия защищенности детей от вредных воздействий среды;

- соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей  как адекватности индивидуальным темпам развития;

- функциональности как условия развивающего влияния среды и возможности с ней взаимодействовать.

Предметно-развивающая среда организуется в соответствии с определенными принципами ее организации.

1.Принцип насыщенности.

Предметно-развивающая среда выступает как насыщенное, наполненное предметами и материалами пространство, пригодное для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности самих детей, отвечающее  потребностям детского возраста. Такое пространство играет роль духовно-эстетической среды как условия для формирования  положительных личностных качеств. Насыщенность как свойство и характеристика среды влияет на степень включенности ребенка в ее лоно, может быть определяющей в развитии любознательности, познавательного интереса, творческих проявлений.  

2. Принцип динамичности-статичности.

Развивающая среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В этом смысле, воспитатель стимулирует стремление детей находиться и действовать в измененной среде. В целом принцип динамичности-статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды есть необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

В младших группах замысел детской игры «запускается» от предмета, поэтому взрослый каждый раз способствует появлению новых игровых сред (построек, игрушек, материалов и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу. В старших группах замысел возникает от задуманной темы игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.  Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.  

4. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Поведение взрослого в образовательной предметной среде обосновывается характером деятельности ребенка. Взрослый не нарушает течения самостоятельной детской игры и обычно выступает в роли наблюдателя. Позиции взрослого могут меняться в зависимости от особенности его совместной деятельности и общения с ребенком. В зависимости от обстоятельств, взрослый может выступать в роли наблюдателя, советчика или партнера в игре. Чем меньше возраст ребенка, тем больше внимания к нему проявляет взрослый (помогает ставить игровую задачу,  придумать сюжетную линию, освоить ролевое действие, проявить себя в ролевом диалоге и т.д.).  Чем старше ребенок, тем меньше  требуется вмешательства в его игру.

5.Принцип детской активности, самостоятельности и творчества.

Насыщенная предметная среда способствует осуществлению ребенком выбора деятельности, проявлению активности. Активность малыша направлена на взаимодействие с участниками игры, на создание и преобразование среды. Зоны активности (для игры с водой, песком, строительства, рисования, музицирования и др.) привлекательны для детей возможностью действовать самостоятельно: найти и обустраивать место для игры, использовать готовую среду, уединиться подальше от других.  В предметной среде обязательно учитывается ее преобразовательная возможность, когда ребенок, взаимодействуя с ней, становится в позицию созидателя, творца: он пробует разные варианты творения (смешивает краски, переделывает знакомый сюжет, подыгрывает куклам на музыкальных инструментах и т.п.).

6. Принцип эмоциогенности и комфортности.

Предметно-развивающая среда должна быть оборудована таким образом, чтобы нахождение в ней вызывало у ребенка чувство удобства и свободы. Комфортная среда – это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространств. Обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции.

7. Принцип открытости-закрытости.

Данный принцип может воплощаться в четырех позициях: открытость Природе, открытость Культуре, открытость Обществу, Открытость своему «Я».

Открытость Природе. Предметно-развивающая среда организуется как обеспечивающая доступ к объектам природного характера. На участках детского сада имеется возможность для постоянных и эпизодических наблюдений за ростом растений, для участия в элементарном труде, для проведения опытов и экспериментов с природным материалом.

Открытость Культуре. Предметно-развивающая среда организуется как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей, с помощью ценностных ориентиров формирует нравственную направленность личности. Социально-культурный аспект личности формируется через сознание, эмоциональное восприятие, которое реализует передачу гуманистических ценностей, традиций мировой и отечественной культуры посредством обучающей, игровой и творческой деятельности, а также практики поведения и общения. Предметы среды (изделия народного творчества, интерьеры) выступают как культурные образцы, материальное наследие, которое одухотворено трудом людей. Нематериальные объекты (музыка, художественное слово, театр) предоставляются детям как духовные элементы культуры, способствующие воспитанию художественно-эстетического вкуса.

Открытость Обществу. В процессе жизнедеятельности в условиях обогащенной предметно-пространственной среды ребенок усваивает способы общения с другими людьми (с воспитателями и другими сотрудниками детского сада, с родителями других детей, со сверстниками), постепенно начинает осознавать особенности человеческих взаимоотношений. Ребенок, преодолевая эгоцентрическую позицию, понемногу начинает принимать точку зрения другого человека. Он делится игрушками, и, учитывая интересы сверстника, уступая ему игровое пространство. Общество людей становится для привлекательным, он с удовольствием включается в нарядную и яркую среду праздника, действует с атрибутами и переодевает костюмы – так он начинает осознавать суть коллективного проживания и переживания события. Содержание событий, происходящих в стране, событий «больших» праздников, становится более близким, если взрослые умеют донести их смысл на уровне детских представлений («Это российский флаг», «Так выглядит модель земного шара»).

Открытость своему «Я». Постепенно ребенок начинает ощущать себя членом детского сообщества, «одним из всех», в своей жизнедеятельности выделяет собственные пристрастия, потребности, и действует в соответствии со своими интересами. Педагог использует методы и приемы, направленные на формирование у ребенка образа «Я» (расспрашивает о нем самом, просит поделиться впечатлениями по поводу чего-либо, предлагает описать свою внешность, стоя у зеркала и т.п.). В результате активного ознакомления с явлениями окружающей жизни у ребенка происходит становление начал самосознания личности.

В пространстве детского сада можно выделить предметно-развивающую среду, которая служит определенным задачам педагогического процесса:

- умственному развитию и формированию сенсорной культуры (дидактические игрушки и оборудование на определение цвета, величины и формы; наборы мозаики для выкладывания панно и картин, конструкторов для строительства из определенных материалов, емкости-менажницы для сортировки  предметов, интерактивные доски, компьютеры и др.);

- развитию речи  и навыков общения (игровые столы с настольными коллективными играми, лото, наборы «Люди и животные», театральные куклы и оборудование, костюмы и др.);

- развитию навыков конструирования и мелкой моторики (пирамидки, игры с бусинами, набор строительных кубиков, строительных элементов типа LEGO, поролоновых мягких модулей, различный полифункциональный материал и др.);

- развитию  двигательной активности (кольцебросы-шаробросы, лыжи, коньки, санки, мячи, ракетки и воланы, физкультурное оборудование в зале и на улице и др.);

- развитию художественного творчества (мольберты и оборудование для рисования, музыкальные игрушки и инструменты, глина для лепки, наборы цветной бумаги и др.);

- развитию навыков экспериментирования (настольные песочницы, емкости для воды  и разведения красок, пробирки, песочные часы, микроскоп, весы, контейнеры для хранения, наборы для измерения жидких веществ, магниты, сантиметровые ленты и линейки и др.).

         Предметная среда будет иметь развивающий эффект в том случае, если ребенок может почувствовать себя в ней маленьким творцом, а это возможно лишь при чутком участии взрослых в оборудовании ее пространства в соответствии с возрастными особенностями детей. 

7 февраля 2016 в 21:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.